Сразу оговорюсь, что всё нижеописанное, является моей точкой зрения на этот вопрос и не претендует на «всеобъемлемость» (в принципе я уже морально готов начать писать книжки)
Увеличение мощности двигателя автомобиля всегда являлось одной из самых «желанных» целей его владельца, и как следствие одним из самых развитых рынков услуг индустрии aftermarket (очень развитая отрасль бизнеса, специализирующаяся на изготовлении и продаже товаров потребляемых владельцами исправных автомобилей (или иных изделий) для, часто кажущегося, улучшения их потребительских свойств). При этом владельцу очень важно решить, чего конкретно он хочет добиться в результате приобретения тех или иных изделий и установки их на свой автомобиль. Это процесс, как ремонт квартиры, который нельзя закончить, а можно только прекратить
Ниже буду писать в основном о
решениях для автомобилей Jeep Wrangler и Jeep Cherokee,
оснащённых 2.5 и 4-литровыми двигателями с
распределённым впрыском (MPI). Для машин,
оснащённых карбюраторами или одноточечным
впрыском (TBI) тоже существует множество
решений, которые в ряде случаев совпадают с
описанными ниже трюками. Более того,
поскольку у машин, оснащённых карбюратором,
нет ограничений по выхлопу (отсутствует
кислородный датчик), они могут быть
модернизированы в большей степени, нежели
машины оснащённые впрыском.
Конец вступления.
Говорить об установке «small block» вместо 2.5-литрового движка не хочется... желание понятное и уважаемое, но мало-осуществимое в наших условиях – слишком много всяких переделок, даже не глобальных и очевидных, а мелких и противных, решаемых в Штатах походом на ближайшую свалку с выплатой двадцати долларов «старшей негриле»...
Все апгрейды движков известны и стары как мир – увеличение кол-ва воздуха (ессно в купе с топливом) на входе, уменьшение сопротивления выхлопу, умощнение «искрЫ» – улучшение качества сгорания рабочей смеси и снижение паразитной нагрузки на двигатель.
Одни устройства (наборы устройств) требуют для своей установки значительного вмешательства в системы автомобиля, другие заманчиво предлагают улучшения в работе двигателя без поездок на сервис. Чудес не бывает! Любое сколь ни будь серьёзное улучшение предполагает некий комплекс мер, и без него является лишь хорошим финансовым подспорьем семьям продавцов этих «прибамбасов». Поэтому вместе с описанием «фиговин» я постараюсь описать желательные и обязательные работы производимые с автомобилем при их установке, а также описывать возможные на мой взгляд пути решения возникающих при этом проблем.
«Что-то не то всё-таки с двиглом... Что-то расхандрился ...» Такие вопросы приходится часто читать у нас в конференции. При этом машина продолжает ездить и есть возможность не горячиться с покупкой з.ч. Самое время подумать об тьюнинге! Не правда ли?
Например, прогорел глушитель и осмотр выпускной системы показал, что надо бы поменять весь тракт... Ребята! Тракты “Cat Back” и “Borla” стоят в районе 700$ (здесь и далее цены на заказ в Москве), а это не дороже Mopar-а... Если «в лом» менять всё («ещё походит» – как говорят гоблины), то несомненный интерес представляет глушитель “Warlock” (~ 200$). Он интересен тем, в нём возможно выключение одной секции и превращение его в «спортивный» на время «чиста катания»...Нет нужды говорить, что все эти «прибамбасы» сделаны из нержавейки и походят изрядно. Да и звук конечно.
Постукивают «пальцы»... Уж мыли, мыли и ни в какую... Да и чего-то поддон подтекает...Двигатель прошёл 65-70 тысяч миль. Поменяем-ка распредвал, «пальцы», гидротолкатели и цепь со звёздочками – на high performance – на круг ~300$ (дешевле родных) и в награду кроме «шёпота» получаем более широкий диапазон максимального крутящего момента и готовность к серьёзным делам в дальнейшем. Вот такой вот подход к текущему ремонту .
Всегда были, есть и будут люди которые верят, что замена обычной крышки воздушного фильтра на никелированную увеличивает мощность двигателя . Соответственно продавцы готовы продать немерянное количество эдаких «приблуд»... Удивительно, что некоторые из них ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАБОТАЮТ!
Стоят такие штуки недорого (правда, если они работают, то всё же чуть подороже чем недорого) и приносят массу положительных эмоций владельцам. Кроме чувства собственного удовлетворения и явно заметных (больше психологически) улучшений в работе двигателя такие фиговины показывают семье (дзэвушке, маме), что папа (любимый, сын), обладает инженерным складом ума и умеет работать руками (особенно если вышеназванные не знают, сколько это стоит).
Что же из них работает:
K&N Filtercharger – известен по всему миру (даже в нашей прессе писали), представляет из себя сетчатый матерчатый воздушный фильтр со специальной пропиткой. Фильтрующим элементом является пыль(!) застрявшая в этом фильтре... По утверждениям K&N обладает в 1.9 раза большей пропускной способностью, чем устанавливаемый/рекомендуемый производителями (привирают ессно, но графики чертят), при достижении пробега рекомендуемого для смены фильтра имеет пропускную способность как стандартный после 1000 миль (это похоже на правду). Фильтр этот многоразовый(!) – можно приобрести комплекты для мытья и последующей пропитки.
Вывод – если не жалко 100$, то это очень правильный «тьюнинг»... Психологически эффект очень заметен , а если учесть то, что «по уму» в наших условиях надо менять воздушный фильтр одновременно со сменой масла, то начинает окупаться довольно быстро. K&N - серьёзная компания и делает серьёзные изделия, но в данном случае речь просто о замене штатного воздушного фильтра... К слову сказать, они делают ещё и многоразовые топливные фильтры повышенной пропускной способности, они не «отравляются» водой и по моему тоже весьма полезны в наших условиях...
Direct Hits – бустеры системы
зажигания... Представляют из себя колпачки
на свечи. В отличии от прочих подобных
штуковин эффект заметен...
Читайте http://www.off-road.com/products/reviews/directhits
… Наблюдал в работе сам... подтверждаю.
ИМХО при всей «умности» SBEC (нашего
компьютера), форма импульса зажигания,
формируемого им, далека от идеала (этим в
большей или меньшей степени страдают все
полупроводниковые формирователи) – эти
штуки её здорово кондиционируют. 200$ и «ключик
у нас в кармане»...
Проблемка №Раз. Требуют безрезисторных
свечек (для наших машин классические
"412" -- не от 412-го Москвича, а Champion 412)
Это совсем простые игрушки для больших мальчиков .
В эту главу, хочешь, не хочешь, а попадает ещё одна штуковина. Ни дешёвой, ни быстрой в приобретении, эту вещь не назовёшь, но на семью (дзэвушку, маму, да и чиста пацанов) она производит потрясающий эффект! Это апгрейд контроллера (классно, не правда ли?)...
Стоимость такой процедуры составляет где-то 500-600$ и подготовка к ней занимает месяца два. В чём суть? Наши контроллеры не подлежат апгрейду с помощью установки дополнительных модулей – они изготавливаются во влагозащищённом исполнении, и при замене программы контроллера требуется серьёзная работа с платой микрокомпьютера (а именно его замена) и последующее нанесение защитного компаунда на плату. Для таких работ фирмы производители апгрейдов, требуют отсылки контроллера к себе.
Хорошо когда процедура занимает 2 недели и Jeep - это третья машина в семье (это актуально для Штатов).
В наших условиях порядок действий может быть такой – приобретается контроллер нужной серии (необходимо считать с него номер...) в компании, ремонтирующей и торгующей этими отремонтированными штуками (200 – 250$) и прямо в Штатах отправляется на апгрёйд. Компании ( гарантируют 15% прибавление мощности и крутящего момента. Могу сказать – эти обещания не обман... Представляете, Папа (Дорогой, Сын (Дочь, а почему бы и нет), Брателла) берет отвёртку и на глазах у изумлённой семьи (и т.п.) меняет компьютер! ВСЁ – "чиста-авторитет", лет на 10 вперёд, гарантирован.
Кстати, ведутся переговоры с одной из таких компанией об изготовлении ими версии ПО для нашей страны (СО ~1%), ребята говорят, что 25-30%% легко получится. Надо добавить, что компаний таких мало (для наших машин) и ссылки поставить не могу (нет).
Как говорил мой старшина: «Чем дальше в лес, тем ну его на ...й!».
Людям с инженерным образованием (пусть и без диплома), обязательно надо самим понять, что происходит с двигателем при установке на него дополнительных устройств и на всякие там «непонятки» они не идут. Ну что тут поделаешь! Приходится продавцам предлагать и таким людям игрушечки, правда их цена уже не попадает в нижнюю ценовую категорию... Приходится платить за техническое образование .
Поскольку про выпускные тракты и механические доработки двигателя я уже написал, то остаётся рассказать, о наборах, помогающих комплексно улучшить работу двигателя.
Наиболее активной на рынке aftermarket для Jeep в настоящий момент является компания Turbo City (www.turbocity.com). О собственно турбинах попозже, а сейчас хочу обратить на их наборы – 3 Stage Power Kits (www.turbocity.com/JeepStagePowerKits.htm)...
Идея этих наборов прозрачна:
1 кит – «взрослый» K&N фильтр с «правильной» впускной трубой и «правильный» же глушитель с выпуском...
2 кит – «работа над ошибками» первого. Узким местом во впускном тракте становится throttle (то, где у нас в т.ч. воздушная заслонка), меняем и его...
3 кит – «обман контроллера»... Характеристики впуска изменились, а компьютер про это не знает. Ну что ж... Попробуем его обмануть, откорректировав показания датчика MAP. Вроде получилось! Есть ещё и корректор фазы зажигания, но он актуален для машин с ручной коробкой.
Стоимость этих комплектов составляет от 650 до 1000$, и «наиболее выгоден» самый дорогой комплект (фокусы доставки).
Продаются неплохие впускные наборы и для 5-ти литровых двигателей Грандов.
Вообще для «вдумчивого» тюнинга «поводов для драки» эта фирма продаёт предостаточно.
Про впуск/выпуск поговорили, осталось затронуть ещё два аспекта улучшения работы двигателя. Что же предлагается для решения этих проблем
Для улучшения (читай оптимизации) системы зажигания применимы наборы компании Jackobs Electronics. Наборы разные... Правильный стоит около 800$ . В него входит контроллер, совмещённый с катушкой зажигания и провода.
Внимание – начинаются первые фокусы. Производитель пишет, что для установки достаточно получаса (это правда), но эти полчаса, должен работать хороший электрик.
Игнорирование этого требования могут стоить Вам замены контроллера SBEC.
Крайне желательно произвести чистку инжекторов или иметь уверенность в том, что они нормально работают. Не вдаваясь в подробности работы системы, скажу лишь о том, что двигун эффективнее работает на высоких оборотах (вы ещё не забыли о механических апгрейдах – сейчас они пришлись бы весьма кстати) и становится более динамичным из-за довольно изощрённых трюков с углом опережения зажигания. В качестве бонуса вы получите очень высокую влагоустойчивость системы зажигания и электронный ограничитель оборотов двигателя. Болезнь склонна к хроническим формам (у Jackobs можно апгрейдится со 100 и заканчивая 3000$)…
Для снижения паразитной нагрузки на двигатель используют электровентиляторы. Из специально предназначенных хороши сборки компании “Flex a Lite”, специально для Wrangler-ов или универсальные. Вообще говоря, для страны с нашим климатом, где холодное время года составляет 9 и более месяцев, такие штуки просто необходимы. Меня например, в большой степени достают упавшие листья, которые вздымает мой железный конь нехреновым пропеллером своего 4-х литрового движка... Ну не самолёт ведь у нас, хотя канЭшно хотелось бы . Моё мнение – этот апгрейд должен производится на ближайшей разборке «японцев» – ну очень хорошие у них вентиляторы. Проблем с подключением нет. Из дополнительных «прибамбасов», людям, съезжающим с дорог, я бы посоветовал сделать принудительный выключатель вентилятора (лучше с таймером, а то включить забудешь). А для «гонщиков» актуален трюк, который применяет FMC на своих автомобильчиках – отключение вентилятора в момент WOT (Wide Open Throttle – тапка в пол, по нашему), действительно именно в этот момент движку лучше не мешать делать то, зачем его в машину поставили .
В лес мы уже зашли настолько глубоко, что пришло время рассказать об апгрейдах, сравнимых по стоимости с автомобилем. Да, да... О них речь пойдёт, о наддувах.
Писано-переписано, но тем не менее позволю себе напомнить Уважаемым Читателям, что наддувы предназначены для создания во впускном тракте двигателя избыточного давления с целью увеличения количества в цилиндрах сгораемой рабочей смеси. (просто учебник какой-то). Зачем написал-то? А затем, что увеличиваешь впуск, – увеличивай выпуск! Об этом продавцы, как правило забывают упоминать (из скромности, наверное), но Ваш покорный слуга повидал «развёрнутых» выхлопных трактов (как сказали бы в Одессе)... Далее – наддувы бывают с механическим приводом (непосредственно или через кинематические устройства) и турбинным (использующие энергию выхлопных газов). Сразу оговорюсь, строго говоря, все наддувы предлагаемые сейчас на рынке турбинные! То есть нагнетание воздуха производится турбинами, различают лишь турбонаддувы высокого и низкого давления. (Коротко говоря, как козлы, которые бывают Горные и Подгорные)... Все те, что ставятся на наши движки, в качестве изделий aftermarket – турбонаддувы низкого давления (до 2 изб. атм. в тракте)
Про Paxton и Holley, довольно много известно, но это устройства для big(small) block-ов – 8-рок немерянного объёма производства FMC и GMC, из «наших» сюда с натяжкой попадают движки от Грандов, и качественно АМС 308 от CJ-7,8 и Grand Wagoner-ов...
Это как говорится не для нас.
А для нас турбины от уже упомянутых Turbo City и Rimmer Engineering, стоимостью прибл 5000$(!).
Инсталляция турбонаддува от Turbo City, под силу лишь квалифицированным мастерским, при разработке custom upgrade, сопряжена с большим количеством дополнительной работы и в настоящий момент является предметом моего практического изучения (закончат тачку, напишу... но цены уже сейчас астрономические выходят).
С Rimmer-ом вопрос попонятнее. Хаароший это апгрейд. И денег своих стоит...
Ребята продумали всё (ну почти всё). Ставится хорошим (грамотным) сервисом за 2-3 нормочаса. В комплект входят – турбина, приводимая от ремня (ремень тоже входит, он из стандартных и с заменой проблем нет), совмещённая с throttle и MAF сенсором (да-да с MAF, надо ведь количество воздуха на входе измерять, а не разрежение во впускном коллекторе как делает MAP) и контроллер который теперь будет управлять двигателем.
Существуют эти комплекты для 2.5 и 4(!) литровых двигателей. Причём с 2.5 литровым эффект достигается значительно более заметный (применимо даже убийственный). Короче говоря, если у Вас новая(!) машина с таким движком и деньги жгут руки, то это для Вас. Приятнее всё же вкладывать в свою ненаглядную, чем платить ГНИ за больший литраж . Такая особенность этой системы понятна, 2.5 литровый двигатель пооборотистей, а эффект от турбины проявляется больше на высоких оборотах. Ребят с 4-х литровыми двиглами тоже успокою, 6 секунд до 100, Вас устроит? Теперь перейдём к неприятностям.
Перед установкой такой системы необходимо полностью кондиционировать двигатель – показатели степени сжатия, состояние газораспределительного механизма, системы охлаждения, рабочих зазоров в кривошипно-шатунном механизме, система смазки двигателя – всё должно быть как у нового двигла! Да это и понятно, двигателю предстоит работать на повышенных оборотах с повышенными нагрузками. Опять отсыляю к второй главе с High Perfomance механикой при переборке двигателя (работа полагаю будет стоить около 1000$), установка таких штук весьма желательна. С выпуском тоже понятно. Кстати, при грамотной переборке, старый движок даже предпочтительнее нового, когда это сделано с любовью и Руками, получается просто класс!
Вещи, в прямую не связанные с установкой наддува, но желательные.
Коррекция БУ АКПП или установка High Performance сцепления (двухдискового или металлокерамики) для РКП. Установка тормозов повышенной эффективности (конверсия задних на дисковые), установка пропорционального ГУР, работы по усилению трансмиссии (прежде всего мостов)... Ну как, достаточно?
И всё-таки если хочется «большой светлой любви» милости прошу в мир Performance Upgrade
Cheers
\Leo
|
|